Публикации

  • Должен ли работодатель производить пенсионные отчисления с заработной платы сотрудников, являющихся гражданами Российской Федерации и имеющими вид на жительство в Республике Казахстан?
    24.12.2018

     

    В соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 года) пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами членами.

    Учитывая, что на сегодняшний день отдельного международного договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (далее по тексту – «ЕврАзЭс») еще нет, вопрос  пенсионных отчислений с заработной платы, получаемой в Казахстане сотрудниками, являющими гражданами Российской Федерации, подлежит регулированию Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее по тексту – «Закон»).

    Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 указанного Закона иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Казахстана, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Более того п. 2 ст. 24 Закона в императивном порядке закреплен перечень лиц, освобожденных от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд (далее по тексту – «ЕНПФ»).

    «….. 2. От уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются:

    1) физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона;

    2) физические лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Уплата обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд осуществляется по заявлению лиц, указанных в настоящем подпункте;

    3) военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;

    4) получатели пенсионных выплат за выслугу лет.   ….»

     

    В указанном перечне отсутствуют иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Казахстана и соответственно получающие здесь заработную плату, что еще раз подтверждает необходимость работодателя перечислять пенсионные взносы с заработной платы таких лиц в ЕНПФ.

     

    Ответственность за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов предусмотрена непосредственно в Законе, а именно ст. 28, согласно которой органы государственных доходов:

    • помимо взыскания обязательных пенсионных взносов начисляют пеню в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования за каждый день просрочки (включая день оплаты);
    • вправе взыскивать с банковских счетов агентов деньги в пределах образовавшейся задолженности по обязательным пенсионным взносам;
    • могут распорядиться о том, чтобы банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций приостановили расходные операции по банковским счетам агентов (в пределах суммы задолженности) и исполняли указания, касающиеся перечисления обязательных пенсионных взносов;
    • могут приостановить расходные операции по кассе агента.

     

    Также ответственность за несвоевременное удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов в виде предупреждения, а в случае повторного совершения в течение года в виде штрафа на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти процентов от суммы неперечисленных, несвоевременно и (или) уплаченных (перечисленных) обязательных пенсионных взносов, предусмотрена в ст. 91 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V

     

    Законодательством Республики Казахстан на сегодняшний день не предусмотрено возможности отказаться от уплаты обязательных пенсионных взносов. Как уже было указано выше, Законом лишь предусмотрены некоторые категории лиц, которые освобождаются от уплаты обязательных пенсионных взносов. Соответственно сотрудники, являющиеся гражданами Российской Федерации, также как и другие сотрудники не могут отказаться от необходимости перечисления работодателем обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ с доходов, получаемых ими в виде заработной платы.

     

     

  • Имеет ли право работодатель заключать с работником трудовой договор сроком на 5 лет с условием, что работник обязан отработать в компании указанные 5 лет (без права расторжения трудового договора работником посвоей инициативе)?
    24.12.2018

    В соответствии со ст. 30 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее по тексту – «Трудовой кодекс») трудовой договор может заключаться на определенный срок не менее одного года, соответственно компания может заключить с работником трудовой договор сроком на 5 (пять) лет. Однако работодатель не можете таким договором ограничить право работника на расторжение трудового договора по его инициативе.

    Право работника на расторжение трудового договора закреплено за ним в императивном порядке пп. 1) п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 56 Трудового кодекса. Соответственно, включение в трудовой договор запрета для работника на его расторжение не будет иметь юридической силы также как и условия о какой-либо ответственности работника за расторжение трудового договора, т.к. будут являться противоречащими действующему законодательству, не смотря даже на то, что работник будет с ними согласен на момент заключения трудового договора.

    По общему правилу, согласно п. 1 ст. 56 Трудового кодекса работник, инициируя расторжение трудового договора должен уведомить об этом работодателя не менее чем за один месяц, однако этой же нормой Трудового кодекса предусмотрено, что допускается установление в трудовом договоре более длительного срока уведомления работником работодателя о расторжении трудового договора. Ограничений по длительности такого срока уведомления законодательством не предусмотрено, полагаем, используя данную возможность, работодатель может обеспечить работу таких сотрудников на какой-то определенный период  времени в рамках разумных сроков, которые бы не вызывали подозрений в преднамеренном нарушении работодателем гарантированных прав работника.

    В рамках действующего законодательства работодатель не может обеспечить себе гарантированную работу определенных сотрудников в течение необходимого ему срока. Работодатель может только в какой-то степени, скажем так усложнить процесс расторжения трудового договора по инициативе работника. Так, с необходимым работником можно заключить дополнительно договор обучения, в котором предусмотреть длительный срок отработки, а также порядок возмещения затрат работодателя на обучение, в случае если работник все таки расторгнет трудовой договор, которые по нашему мнению будут учитываться работником как одно из препятствующих условий для расторжения трудового договора по его инициативе.

    Также одним из препятствующих условий для расторжения трудового договора работником может служить наличие между работником и работодателем соглашения о неконкуренции, условиями которого ограничена возможность работника осуществлять в течение 5 лет с даты заключения трудового договора в конкурирующих компаниях деятельность аналогичную деятельности работодателя. Только важно в таком соглашении прописать конкретные календарные даты, чтобы условия о неконкуренции действовали на протяжении того времени, в течение которого работодателю необходимо, чтобы работник работал в его компании.

  • Незаконость взымания банками комиссии за обслуживание займа
    24.12.2018

    Учитывая интерес граждан к теме незаконного удержания банками второго уровня комиссий, в частности комиссии за обслуживание займа и комиссии за ведение текущего счета, связанного с обслуживанием займа, предлагаем Вашему вниманию позицию ТОО «Юридической компании «АС и партнёры» по указанной проблеме.

    Во – первых, согласно пункту 1 статьи 8 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон) банкам запрещаются осуществление операций и сделок в качестве предпринимательской деятельности, не относящихся к банковской деятельности (см. ст. 30) либо не предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи и пунктом 12 статьи 30 настоящего Закона, а также приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, создание и участие в деятельности некоммерческих организаций, за исключением членства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан, а также случаев, установленных настоящим Законом, и осуществление сделок с ценными бумагами в случаях, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи[1].

    Таким образом, вышеуказанными нормами Закона, закреплен исчерпывающий перечень видов деятельности, разрешенных для банкoв втoрoгo урoвня (далее - БВУ), в котором не предусмотрена отдельная банковская услуга в виде обслуживания банковского займа. При этом из представленной нормы Закона следует, что осуществление БВУ иных видов предпринимательской деятельности Законом запрещено, то есть предпринимательская деятельность по оказанию платной услуги за обслуживание банковского займа не только не предусмотрена, но и запрещена для БВУ действующим законодательством Республики Казахстан.

    Во – вторых, в соответствии с п. 1, 3ст. 39 Закона ставки вознаграждения и комиссии, а также тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, самостоятельно с учетом ограничений, установленных законами Республики Казахстан.

    Банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны в договорах банковского займа указывать полный перечень комиссий и их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей займа, и невправе в одностороннем порядке вводить новые виды комиссий в рамках заключенного договора.

    Таким образом, включение банком в Договор банковского займа, заключённого с Заёмщиком условий о начислении и взимании комиссий за обслуживание банковского займа недостаточно для констатации факта о правомерности взимания данных комиссий, поскольку комиссии и тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются Банком самостоятельно с учетом ограничений, установленных законодательством.

     

    [1]Отмечаем, что Закон о банках на момент заключения договора банковского займа и по настоящее время не предусматривает осуществление банком предпринимательской деятельности по оказанию платной услуги заобслуживаниезайма.

    [1]Отмечаем, что Закон о банках на момент заключения договора банковского займа и по настоящее время не предусматривает осуществление банком предпринимательской деятельности по оказанию платной услуги заобслуживаниезайма.

     Иными словами, анализ нормы пункта 1 статьи 39 Закона дополнительно подтверждает мнение о том, что Банк не имеет права самостоятельно устанавливать и включать в Договор банковского займа условие о начислении и взимании комиссии за обслуживание займа, в силу действующего запрета, установленного пунктом 1 статьи 8 Закона.

    В – третьих, подпунктом 1) пункта1 Правил предоставления банковских услуг и рассмотрения банками обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг № 19[1], предусмотрено, что банковские услуги – это осуществление банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и иных операций, установленных ст. 30 Закона.

                Так, согласно статье 30 Закона к банковским операциям помимо прочего относятся банковские заемные операции: представление банком кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности.

    При этом по своей сути банковская заемная операция – это сложная банковская услуга, состоящая из многосоставного процесса, который включает в себя процесс рассмотрения, оформления, организации и выдачи кредита, обслуживание банковского займа (открытие и ведение ссудного счета - внутреннего бухгалтерского учета банком банковского кредита, корректногo ведения начисляемого вознаграждения, остатка сумм долга и т.д.). То есть все действия, связанные с выдачей и обслуживанием банковского займа: рассмотрение документов по кредиту, организация кредитования, открытие ссудного счета, зачисление(выдача) суммы займа по банковскому займу и т.п., - являются составной частью этого процесса и поэтому требования к Заемщику об отдельной плате за осуществление отдельных действий в рамках единого процесса кредитования являются неосновательными.

    Обслуживание займа, так же как и ведение текущего счета, связанного с обслуживанием займа, самостоятельным видом банковской услуги считаться не может, поскольку нет такого самостоятельного вида банковской операций, как обслуживание кредита или ведение текущего счета, связанного с обслуживанием займа, и она не удовлетворяет какие-либо потребности Заемщика, в силу того, что ему необходима от Банка банковская услуга (банковская заемная операция) по представлению ему кредита на временное пользование, но не само осуществление Банком данной отдельной процедуры в рамках процесса представления банковского займа в виде обслуживания банковского займа (см.ст. 30 Закона, п. 6) ст. 1 Закона «О защите прав потребителей»).

    В – четвертых, отмечаем, что согласно п. 1 ст. 718, п. 1 ст. 727 ГК по договору банковского займа банк обязуется предоставить кредит заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить вознаграждение за нее. То есть исходя из данных норм ГК, речь идет только о праве Банка на взимание с Заемщика вознаграждения за пользование банковским займом, при этом взимание с него каких – либо иных ежемесячных комиссий сверх данного

     

    [1]Правила, утвержденные постановлением Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организацийот 28 февраля 2011 года № 19.

    вознаграждения законодательством не предусмотрено. Указанные нормы являются императивными, их нельзя изменить соглашением сторон.

     

    Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая положительную судебную практику в разрешении спорoв о признании незаконными условий договоров банковского займа об оплате комиссии за обслуживание займа и комиссии за ведение текущего счета, связанного с обслуживанием займа, приглашаем всех граждан к сотрудничеству в целях взыскания с БВУ незаконно удержанных сумм комиссий.

     

    Юристы ТOО «Юридической компании «АС и партнёры» oкажут Вам квалифицирoванную пoмoщь oт пoдачи иска дo пoлнoгo испoлнения сoстoявшегoся судебнoгo акта!

  • Каким образом производить удержание алиментов и задолженности по алиментам по двум постановлениям об обращении взыскания на заработную плату и иных доходов должника
    09.10.2017

    Часто к нам обращаются с вопросом, каким образом производить удержание алиментов и задолженности по алиментам по двум постановлениям об обращении взыскания на заработную плату и иных доходов должника. А именно как распределять 50% между двумя взыскателями с учетом того, что в пользу одного также взыскивается помимо текущих алиментов задолженность по алиментам?

     
  • Госпошлина в суд
    03.10.2017

    Госпошлина в суд является обязательным платежом при обращении в суд. Как правило реквизиты госпошлины можно найти на сайте того суда, куда подается заявление.

    Порядок уплаты и размер государственной пошлины, а также основания освобождения от ее уплаты определяются ст. 535 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

  • Регистрация по месту временного пребывания
    02.10.2017
Яндекс.Метрика